Учителю- дефектологу

Эффективность оказания коррекционно-педагогической помощи в ПКПП учреждений образования Гродненского района

Учреждение образования

 

% качества

2018/2019 уч.год

2019/2020 уч.год

2020/2021 уч.год

2021/2022 уч.год

2022/2023 уч.год

1

Вертелишковская СШ

69,7

65,4

71

72

61,9

2

ДЦРР аг.Вертелишки

53,3

44,4

54,2

68,2

35,3

3

Гожская СШ

63,6

50

75

68

70,8

4

ДУ аг.Гожа

71

60

63,6

61,5

58,3

5

Индурская СШ

63,6

47

56,3

63,6

66,7

6

ДУ аг.Индура

72

68,8

71,4

58,3

58,8

7

Квасовская СШ

68,2

70

68

70

68,2

8

ДУ аг.Квасовка

54,5

42,9

53

54,5

58,3

9

Коптевская СШ

66,7

65,8

68,4

69

72

10

ДУ аг.Коптевка

42,85

50

50

58,6

55

11

Лойковская СШ

70

63,6

70

60

72,7

12

Новоселковская БШ

55,5

---

---

---

---

13

ДУ аг.Луцковляны

68,8

70,3

68

60,7

60,7

14

ДУ аг.Подлабенье

50

55

61

63,6

40

15

Сад-школа аг.Одельск

72,7

78,6

70

69,2

63,6

16

Обуховская СШ

38

64,5

58,3

63,6

65,2

17

ДУ аг. Обухово

68

63,6

69,6

69

66,7

18

Озерская СШ

66,7

66,7

70

72,7

70

19

ДУ аг.Озеры

68,2

68,2

66,7

63

61,9

20

Поречская СШ

71,4

69,5

64,7

61,3

68,6

21

ДЦРР аг.Поречье

66,7

47

50

60

60

22

Путришковская СШ

63,6

66,7

66,7

61,9

64

23

ДУ аг.Путришки

66,7

65

61

62,5

61,9

24

Ратичская СШ

65

60

63

70

72,7

25

ДУ аг.Свислочь

60

65,2

31,3

52,2

57,9

26

СШ №1 г.Скиделя

68

66

66

68,6

70,7

27

СШ №2 г.Скиделя

67,5

75,6

65,4

66,6

68,6

28

СШ №3 г.Скиделя

68

68

69,6

72

73,5

29

ДУ №1 г.Скиделя

62,8

66,7

35

42,3

48,6

30

ДУ №2 г.Скиделя

65

66,7

66,7

50

57,1

31

ДУ №3 г.Скиделя

64

63,6

62,5

50

65,2

32

ДУ №4 г.Скиделя

50

57,7

60

58

57,6

33

ДУ №5 г.Скиделя

63,8

64,8

64,7

66,7

67,7

34

Сопоцкинская СШ

66,7

65

65,2

62,5

69,2

35

ДУ г.п.Сопоцкино

44,8

52,2

61

60

50

 

районный показатель

62,8

62,7

62,9

63,25

62,97

 

областной показатель

57,8

56,7

56,8

58,95

 58,5

Индивидуальный план

Инструкция составления индивидуального плана коррекционно-педагогической помощи.

1. Анализ речевой карты ребенка.

2. Определение актуальных (значимых) направлений работы для каждой нозологической группы.

3. Указание в предлагаемом образце плана сроков (например: постоянно, сентябрь, первая неделя октября, каждое второе занятие, 1 раз в месяц и т.д.).

4. После анализа коррекционно-развивающей работы по завершению I четверти (I триместра) делаются соответствующие отметки в речевой карте ребенка.

5. Планирование коррекционной работы на следующий период (II четверть, II триместр) - аналогично.

 

Индивидуальный план коррекционно-педагогической помощи для ребенка 5-7 лет

Скачать Индивидуальный план коррекционно-педагогической помощи.docx

Образец

УТВЕРЖДАЮ

(Должность, Ф.И.О. руководителя)

Дата

Индивидуальный план коррекционно-педагогической помощи

для ребенка 5-7 лет с дизартрией

на ____________ учебный год

                                                                                                                                                            

Ф.И. ребенка _________________________________________________________   

Дата рождения ______________________________  

Направление и содержание коррекционной работы

1 четверть

1 четверть

1 четверть

1 четверть

Развитие  ручной  моторики.

Выполнение упражнений  для  развития кинестетической    основы движений  руки (с закрытыми глазами, за экраном).

 

 

 

 

Выполнение упражнений для развития кинетической основы движений руки (развитие динамической координации рук).

постоянно

 

 

 

 

Практические упражнения: штриховка, закрашивание, прописывание элементов, шнуровка и др.

Каждое второе занятие

 

 

 

Выполнение кинезиологических упражнений.

постоянно

 

 

 

Развитие моторики артикуляционного аппарата.

 

Логопедический массаж лицевой мускулатуры (расслабляющий, укрепляющий).

 

постоянно

 

 

 

Массаж язычной мускулатуры.

постоянно

 

 

 

Упражнения для развития кинестетической основы артикуляторных движений: определение положения губ, кончика языка, различение узкого и широкого языка.

постоянно

 

 

 

Упражнения для формирования кинетической основы артикуляторных движений: выполнение статических и динамических упражнений.

 

 

 

 

Развитие дыхательной функции и просодической стороны речи.

Постановка  диафрагмального  дыхания.

сентябрь

 

 

 

Развитие длительности и плавности воздушной струи.

сентябрь-октябрь

 

 

 

Формирование речевого дыхания на материале звуков, слогов, слов, фраз.

постоянно

 

 

 

Развитие силы и высоты голоса.

 

 

 

 

Развитие интонационной выразительности речи.

 

 

 

 

Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизация их произношения.

Постановка  звуков.

 

 

 

 

Автоматизация звуков  в  слогах,   словах, предложениях.

 

 

 

 

Автоматизация  звуков  в речи

 

 

 

 

Дифференциация  звуков в речи (воспроизведение слоговых рядов, словосочетаний, предложений, скороговорок с оппозиционными звуками).

 

 

 

 

Развитие  фонематического  восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза.

 

Выделение заданного звука из  ряда слогов, слов

октябрь

 

 

 

Определение местоположения заданного звука в слове.

октябрь

 

 

 

Определение последовательности и количества зв. в слове.

 

 

 

 

Воспроизведение простого и акцентированного ритма.

 

 

 

 

Воспроизведение слоговых рядов (прямых, обратных, со стечением), цепочек слов с оппозиционными звуками.

 

 

 

 

Деление слов на слоги (слоговой анализ и синтез).

 

 

 

 

Проговаривание скороговорок, слов сложной слоговой структуры.

 

 

 

 

Развитие психологической базы речи.

Развитие внимания, восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления.

постоянно

 

 

 

Усвоение и закрепление сенсорных эталонов (цвет, величина, геометрические формы, признаки и свойства предметов).

постоянно

 

 

 

Развитие ориентировки в пространстве.

октябрь

 

 

 

Представления о временах года, месяцах, частях суток.

 

 

 

 

Совершенствование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.

Обогащение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

 

 

 

 

Образование форм существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

 

 

 

 

Отработка правильного использования конструкций с предлогами (с, со, за, из-за, под, из-под, над, между).

 

 

 

 

Согласование числительных с существительными.

 

 

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных.

 

 

 

 

Образование притяжательных прилаг. с суффиксом –ий-

 

 

 

 

Префиксальное словообразование глаголов.

 

 

 

 

Образование прилагательных от глаголов.

 

 

 

 

 

Образование сложных слов из двух основ.

 

 

 

 

Составление описательных рассказов по опорной схеме.

 

 

 

 

Составление рассказов по сюжетной картине и по серии сюжетных картин.

 

 

 

 

Пересказ текстов по вопросам, по плану.

 

 

 

 

Составление рассказов из личного опыта

 

 

 

 

             

 

План на группу

Инструкция составления плана коррекционно-педагогической помощи на группу.

1. Анализ речевых карт детей, зачисленных в группу.

2. Определение актуальных (значимых) направлений коррекционной работы для каждой нозологической группы на определенный период (четверть, триместр). Направления коррекционной работы вытекают из этапов работы над исправлением нарушения. На протяжении года они могут меняться (добавляться, удаляться).

3. Планируем по образцу. Составляем план с учетом направлений коррекционной работы, актуальных для определенной нозологической группы и возраста.

Образец. План коррекционно-педагогической помощи

Скачать План коррекционно-педагогической помощи на группу №1 ( дисграфия, 2 класс).docx

Образец №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________________

Дата

План коррекционно-педагогической помощи на группу №1 ( дисграфия, 2 класс)

на 2 четверть 2013-2014 учебного года

Тема

Количество занятий

Основные направления коррекционной работы

Развитие слухового и зрительного внимания

Развитие фонетико- фонематического анализа и синтеза

Развитие слуховых диффенцировок

 

 

Формирование связной речи

Восполнение пробелов в развитии психологи-ческих предпосылок и навыков учебной

деятельности

 

Дифференциа-ция гласных У – Ю в слогах, словах, предложениях.

3

Развитие кратковремен-ной слухо-речевой памя-ти, избира-тельности восприятия

Определение наличия заданного звука в слове; определение количества и места звуков в слове.

Дифференциа-ция понятий «слог» -«слово» - «предложе-ние».  Ассоциативные цепочки. Виды предложений по цели высказывания. Интонация.  

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Составление предложений – полных и кратких ответов на вопросы по тексту.

Формирование умений: - слушать и понимать инструкцию; - передавать содержание усвоенной инструкции; - отвечать на вопросы  в соответствии с полученным заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец №2

УТВЕРЖДАЮ

(Должность, Ф.И.О.  руководителя)

Дата

План коррекционно-педагогической помощи на группу №1

(ОНР 3 ур, осложненное легкой степенью дизартрии)  4 - 5 лет

Сентябрь – ноябрь

     Темы занятий

Количество часов

Основные направления коррекционной работы

Развитие общей, мелкой, артикуляцион-ной моторики

Развитие фонемати-ческого восприятия

Развитие просодической стороны речи

Развитие звукопроизно-шения

Развитие слоговой структуры

Постановка и автоматизация шипящих звуков

 

- развивать умение опре-делять место звука в слове; - развивать координацию движений; - развивать подвижность органов артикуляцион-ного аппарата

- развивать умение опре-делять место звука в слове; - развивать умение выде-лять заданный звук в слове

- развивать силу и высоту голоса; - формировать интонацион-ную вырази-тельность речи

- формировать умение правильно произносить шипящие звуки; -отрабатывать навык правиль-ного произно-шения шипя-щих звуков

вырабатывать умение правильно произносить слова сложной слоговой структуры

Дифференци-ация смешиваемых и оппозиционных звуков

 

- развивать координацию движений; -развивать подвижность органов артикуляцион-ного аппарата; - корригиро-вать мышеч-ный тонус в органах артикуляции

Развивать умение диф-ференциро-вать на слух смешиваемые и оппози-ционные звуки

- формировать интонацион-ную вырази- тельность речи; - корригировать темп речи

формировать умение правильно произносить слова со смешиваемы-ми и оппози-ционными звуками

вырабатывать умение правильно произносить слова сложной слоговой структуры

 

Образец №3

УТВЕРЖДАЮ

(Должность, Ф.И.О.  руководителя)

Дата

План коррекционно-педагогической помощи на группу №4

(НВ ОНР)  6 - 7 лет

Январь – февраль

Темы занятий

Количество часов

Основные направления коррекционной работы

Совершенство-вание произноситель-ной стороны речи

Совершенство-вание лексико- грамматической стороны речи

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Мотивация учебной деятельности

Анализ и синтез са - па

 

Знакомить с буквами, соответствую-щими правильно произносимым звукам [с]-[п]; слогам са-па

Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением сад - садок, садище; парковка - парковочка и т.д.

Закреплять умения составлять словосочетания со словами со слогами са-па

Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных слогов са, па. Формировать навыки их дифференциации.

Анализ речи на предмет ее правильности

 

Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления

Учить употреблять в речи слова переносного значения (работать спустя рукава, закидать шапками)

Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о последовательном описании действий

Развивать навыки беглого сознательного чтения

 

 

Образец №4

УТВЕРЖДАЮ

(Должность, Ф.И.О.  руководителя)

Дата

План коррекционно-педагогической помощи на подгруппу

(дислалия)  5 лет

Темы занятий

Количество часов

Основные направления коррекционной работы

Артикуляционные упражнения

Постановка отсутствующих звуков

Автоматизация поставленных звуков. Введение их в самостоятельную речь

Дифференциация звуков

Постановка звука [р] по подражанию механическим способом

 

Знакомить с системой упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата

Учить правильно произносить звук [р] механическим способом

 

 

Автоматизация звука [р] в слогах (тра), (дра)

 

Выполнять систему упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата

 

Автоматизировать звук [р] в слогах (тра), (дра)

 

Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, в начале

 

Выполнять систему упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата

 

 

Отрабатывать произношение звуков [р], [л] в слогах, в начале

 

 

Учителям классов интегрированного обучения

Особенности организации коррекционных занятий

 Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной, микрогрупповой

(2-3 чел.) и групповой (4-6 чел.) форме, но не во фронтальной, ввиду наличия существенных различий между детьми одного класса:

                       - по характеру проблем в развитии,

                       - по уровню требующейся разным детям помощи, а также из-за          

                        трудностей своевременного оказания необходимой помощи  

                        большому количеству детей.

 Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений, так как даже при наличии у нескольких детей одного и того же внешнего проявления (симптома) трудностей в учении, причины и механизмы его возникновения у них могут быть разными, а следовательно, разной будет и направленность коррекционной работы.

 Состав групп учащихся (количественный и поимённый) является подвижным – может изменяться каждую четверть на основании происшедших изменений:

-в развитии учащихся: более высокие или более низкие темпы продвижения ребенка свидетельствуют о целесообразности вывода его из состава одной группы и включения в другую или о необходимости индивидуальной работы;

-в степени их самостоятельности – от этого зависит количество детей на одном занятии: при низком уровне самостоятельности детей нецелесообразно их объединение в большие группы (5-6 человек), так как такому ребенку постоянно на всех этапах деятельности требуется помощь педагога.

Следовательно, количество детей на занятии зависит от возможности продуктивной работы каждого ребенка.

 Определение временной продолжительности занятий и, соответственно, их количество зависит от уровня работоспособности учащихся.

90 мин.: 45 мин + 45 мин

  30 мин + 30 мин + 30 мин

  30 мин + 15 мин +45 мин

  30 мин + 15 мин + 30 мин + 15 мин

  20 мин + 25 мин +45 мин

  20 мин + 25 мин + 20 мин + 25 мин

  30 мин + 30 мин + 15 мин +15 мин и т.д.

 Расписание коррекционных занятий является гибким и в плане временной продолжительности отдельных занятий, и в плане изменения состава групп учащихся.

Учителям-дефектологам интегрированных (специальных) групп ДУ.

Инструкция составления учебного плана интегрированной группы.

1. Учебный   план   интегрированной группы составляется на основе типового учебного плана дошкольного образования и учебных планов специального образования.

2. Например, в интегрированной группе обучаются дети по типовому учебному плану дошкольного образования и дети с тяжелыми нарушениями речи.

3. Учебный план группы составляется на основе следующих учебных планов:

      * типового учебного плана дошкольного образования;

* учебного плана для детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Учебный план составляется с учетом возраста детей.

Учебный план Группы интегрированного обучения и воспитания

Скачать Образец Учебный план.docx

Образец                                                                                                                                                                                     Утверждаю

Заведующая ______________

Ф.И.О.    ________

Учебный план

Группы интегрированного обучения и воспитания

На 20_-20_ учебный год

Образовательная область

Образовательная область

По программе дошкольного образования     (от 4 до5 лет)

По программе специального образования для детей с ТНР       (от 4 до 5 лет)

По программе специального образования для детей с ТНР       (от 3 до 4 лет)

1

 

 

Физическая культура**

4

4

3

2

Ребёнок и общество*

2

2

2

3

Элементарные математические представления*

1

1

0,5

4

Ребёнок и природа*

1

1

0,5

5

Развитие речи***

2

2

2

6

Обучение грамоте***

0

0

0

7

Искусство*

5

5

4

Общее количество часов в неделю

15

15

12

Коррекционные занятия

 

 

 

Формирование лексико-грамматических средств языка и развития связной речи

 

4

5

Формирование произносительной стороны речи

  Примечание:     

* занятия проводит воспитатель (иной пед. работник)

**занятия проводит воспитатель (иной пед. работник)

***занятия проводит учитель-дефектолог

 По программе дошкольного образования занимаются 10 детей 4-5 летнего возраста.

 По программе для детей с ТНР – 2 ребёнка (3-х и 4-х лет).

Работа с родителями

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОПФР

1. Система работы с неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ОПФР.

2. Учим ребенка общаться!

3. Почему дети разные?

4. Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями.

5. Адаптация ребенка в детском саду.

6. Ребенок активный и гиперактивный: в чем разница?

7. Портрет гиперактивного ребенка в деталях.

8. Льготы семьям, воспитывающим детей с ОПФР.

9. Развитие моторной сферы у детей с нарушениями речи.

10. Агрессивность у детей с ОПФР.

11. Если у вашего ребенка аутизм?

12. Что делать, если у вашего ребенка ДЦП?

13. Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОНР.

14. Игры и упражнения, способствующие развитию ребенка раннего возраста.

15. Развитие внимания у детей с трудностями в обучении.

16. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.

17. «Особый» ребенок и «особое» отношение.

18. Игры, которые можно провести дома.

19. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

20. Как играть и общаться с маленьким ребенком.

21. Зачем нужно развивать мелкую моторику рук?

22. Вежливый ребенок.

23. Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

24. Роль развивающих игр у детей дошкольного возраста.

25. Учимся общаться с ребенком: советы родителям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.В. Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия».

2. Т.Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями».

3. Е.С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника».

4. Л.М. Свирская «Работа с семьей: необязательные инструкции».

5. Е.В. Шитова «Работа с детьми – источник удовольствия».

6. Е.П. Арнаутова «Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях».

7. С.Д. Ермолаев «Работа учителя-логопеда с семьями. Традиционные и инновационные подходы».

8. «Работа с родителями» / Под ред. Дж. Циантиса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер.

9. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Шпаргалка для родителей»

Рекомендации психолога учителям-дефектологам: