Консультации

«Особый» ребёнок … Как с этим жить?

Я жила, как обычно, как все. Я жила, строив смелые планы.

И мечтала иметь детей, быть ребенку здоровому мамой.

И в цепочке, построенной мной, все так гладко было и верно:

В ней рожденье ребенка – главой стало важной и слишком бесценной.

В той цепи места не было ВДРУГ. В ней расписаны были года.

Но… порвался придуманный круг, оставив одно НАВСЕГДА.

Я боялась признаться, понять то, что болен рожденный малыш.

Я боялась глаза открывать и увидеть, увы, что не спишь.

В последние годы вследствие различных патологий течения беременности, вредных условий, действующих во время беременности, сложных родов, недоношенности и др. имеют место очень сложные нарушения центральной нервной системы, а вследствие этого множественные нарушения умственного, речевого и физического развития.

Ни один родитель не ожидает, что именно его ребёнок родится особенным в худшем смысле этого слова. И никто не готов к этому. К этому приходится привыкать только в процессе жизни с «особым» ребёнком. Разочарование можно сравнить с неосуществившейся поездкой в красивую страну: планировали экскурсию, например, в Италию, а по необъяснимой случайности попали в Голландию. Эта страна не хуже и не менее интересна - она просто ДРУГАЯ. И только со временем ты начинаешь находить и оценивать прелести этой «другой» страны.

«Особого» ребёнка нужно научиться принимать со всеми его особенностями и конечно же достоинствами, которые опять же нужно научиться находить каждый день, каждую минуту. «Особому» ребёнку нужно помогать увидеть мир во всём его разнообразии, во всех формах и красках. А для этого необходимо стать «волшебником» в широком смысле этого слова. Нужно научиться извлекать знания и возможности для развития в самых простых и обыденных вещах: в перебирании круп, в переливании воды, в игре в песочнице, с мячами, с кубиками, в ползании, в помощи по дому, в создании своими руками интересных игрушек и игр, в рисовании, лепке и т.д.

Конечно, не все родители – творческие люди и не у каждого настолько развита фантазия, чтобы на ходу придумать игру с простыми предметами, в зависимости от настроения и интереса ребёнка на данный момент.

Открыть и развить в родителях творческий потенциал, а в ребёнке – познавательный интерес помогут специалисты Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гродненского района, специализирующиеся на раннем развитии от 0 до 3 лет.

Ранний возраст – очень благодатный возраст для развития всех психических функций наиболее быстрыми темпами и для подготовки основы дальнейшего полноценного развития. В раннем возрасте психика обладает особым свойством – пластичностью и, соответственно, из неё можно лепить что угодно. С возрастом психика теряет это свойство и поэтому результативность коррекционной работы снижается. Все научные исследования в данной области и опыт работы не одного Центра раннего развития показывают уникальные результаты даже в работе с очень тяжёлыми нарушениями при условии, что работа начата как можно раньше (практически с рождения).

В Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гродненского района детям от 0 до 3 лет с тяжёлыми множественными нарушениями предоставляется возможность получить комплексную коррекционную помощь: занятия с педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, сеансы общего массажа. Родителей проконсультируют вышеназванные специалисты по вопросам грамотной организации развивающих занятий дома (ведь на 90 % успех коррекционной работы будет зависеть от поддержки родителей). Также здесь можно получить консультации врача-педиатра, детского невролога, психиатра.

Для занятий с детьми используется современное оборудование и коррекционные материалы, применяются прогрессивные методики коррекции нарушенных функций.

В детской поликлинике при поступлении документов из роддома, врач-педиатр осматривает новорожденного и изучает документы по протеканию беременности и родов. Если имеется риск серьёзных нарушений, врач спрашивает у родителей разрешения передать сведения о ребёнке в ЦКРОиР для того, чтобы специалисты с согласия родителей, могли оказать помощь семье по максимально ранней коррекции нарушенных функций. Специалист и родители выбирают оптимальную для обеих сторон форму взаимодействия: посещение на дому (консультирование и/или развивающие занятия), коррекционные занятия в Центре, консультации по телефону и др.

 

 

Желаем Вам не опускать руки в сложных жизненных ситуациях и знать, что есть специалисты, которые готовы оказать Вам помощь в решении проблем!

ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения

и реабилитации Гродненского района»,

ул.Ленина, 90, тел. 8 (0152) 688 441

Директор - Шиловская А.В.

Зачем нужно раннее развитие ребёнка?

Когда учёные выяснили, что развитие клеток головного мозга к 3-м годам завершается на 70%, а к 6-7-ми годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не занимаясь в достаточной мере с малышом от рождения до 3 лет.

   В последнее время родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда дети, особенно мальчики, начинают пробовать говорить очень поздно. Родителей это волнует, но ответить на свои многочисленные вопросы: почему так происходит, что делать и можно ли что-то сделать, они не могут.

   Их близкие, пытаясь хоть как-то утешить родителей, приводят сомнительные аргументы в виде примеров такого же, на их взгляд, позднего «неговорения» детей их знакомых, соседей, родственников. Они считают, что такие примеры позволят родителям успокоиться и знать, что они не одиноки и что данная ситуация на сегодняшний день уже норма. К сожалению, такие аргументы вводят в заблуждение, ведь позднее начало развития речи, хоть и очень распространенное в последние годы, отнюдь не норма, а тревожный «звоночек» возможных серьёзных нарушений.

Ведь если не развивается речь - отстаёт в своём развитии и мышление: такие его процессы как умение анализировать, классифицировать, обобщать информацию, страдает произвольная память, внимание, воображение. А это, в свою очередь, в дальнейшем отразится на процессе обучения в школе. Ведь наряду с усвоением школьных предметов ребёнку придётся преодолевать свои речевые проблемы на занятиях с логопедом, пытаться «выжить» в коллективе сверстников, т.к. коммуникативные навыки тоже не развиваются вовремя.

Для развития у ребёнка каждого отдельного навыка природой предусмотрен свой конкретный отрезок времени, в течение которого этот навык может наиболее полноценно, а главное естественным путём развиться. Если эти сроки упущены, то этот навык можно развить, но уже не в полной мере и только искусственным путём, т.е. на специальных занятиях. Соответственно, чем старше возраст, тем больше накапливается неразвитых в нужное время навыков и происходит задержка психического и/или физического развития.

Очень часто от родителей, бабушек и дедушек можно услышать: раньше с нами никто не занимался и все нормально говорили, развивались и в ВУЗы поступали. Да, они правы, раньше родители не занимались с детьми специально, но в их время из уст у уста от поколения к поколению передавались потешки, колыбельные песенки, стишки-шутки и дети естественным образом улавливали мелодику и ритм человеческой речи. Сейчас очень много выпускается электронных игрушек: говорящих, поющих, мяукающих и лающих, а также всевозможных электронных помощников (планшетов, смартфонов, компьютерных игр с пелёнок и т.д.), «облегчающих» родителям процесс развития ребёнка. Но, вопреки ожиданиям родителей, эти «помощники» не только не научат ребёнка говорить, думать, анализировать, а наоборот, задержат и затруднят процесс развития психических процессов.

Конечно «пичкать» ребёнка с рождения разными ненужными по возрасту знаниями, усаживать плачущего ребёнка за «науку» без его желания – это перебор. Вполне достаточно естественной, но, конечно же, грамотно организованной развивающей среды дома для полноценного познания окружающего мира. Это и постоянное общение в процессе всех режимных моментов: умывание, кормление, прогулка и т.д. (правильное называние всех окружающих объектов, объяснение их назначения, задавание ребёнку вопросов, ответы на его вопросы), и обязательное чтение как можно с более раннего возраста: сначала простое рассматривание картинок, затем чтение стихотворных форм (двустиший, четверостиший), чтение сказок. Обязательно читайте перед сном – это и развитие и своего рода ритуал для скорейшего засыпания. Ребёнок полюбит книгу с детства и чтение не будет в дальнейшей наказанием – «на улицу не пойдёшь, садись читай!»

В арсенале игрушек должны быть пирамидки, вкладыши, кубики, мячики, конструкторы, мозаики, пластилин, тесто, краски, карандаши, мелки, различные развивающие игры по возрасту, а также крупы, прищепки, каштаны, губки, пёрышки, бутылочки, баночки и многое другое (это зависит от фантазии родителей), что поможет ребёнку наиболее полно познавать окружающий мир.

На сегодняшний день для матерей созданы все необходимые условия, для того, чтобы они больше времени уделяли своем малышам (отпуск по уходу за ребёнком, который длится 3 года, достойное пособие). И было бы глупо не воспользоваться этой возможностью, чтобы дать своему ребёнку как можно больше в развитии и общении в этот очень важный для всей его последующей жизни период.

5 развивающих игр по методике Монтессори

1. «Бумажные шарики и улитки»

  Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится! 

   2. «Вселые прищепки»

  Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

   3. «Коробочка с тканями» 

  Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами. 

  4. "Больше и меньше"

  Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

  5. "Цветные дорожки" 

 Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Этот навык, по большому счету, не из первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в «багаже» малыша, который отправляется в детский сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да пресловутое «влияние коллектива» делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу, ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать собой может вызвать у ребенка протест.

Самый доступный для детей язык - это игра. Если подключить воображение, то в игру можно превратить даже нудный процесс уборки игрушек. Например, игрушки маминым голосом могут сообщить малышу, что они хотят спать, и попросить доброго малыша помочь им добраться до дома. Игрушки, конечно же, просят по-разному- одни нагло требуют, другие жалобно пищат. Когда все игрушки разложены, они благодарят малыша и начинают сладко посапывать. Или устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки- мама или кроха.

Кстати, существует точка зрения, согласно которой от ребенка вообще нельзя требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по малолетству не способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе, возрастным особенностям психики. Требование "держать все на своих местах и не разбрасывать вещи где попало" тормозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому, космическому закону: вначале его мир - это первобытный хаос, который он затем начинает упорядочивать.

Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все "по полочкам", малышу действительно не нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить?

Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно - хаос так хаос, - и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская - роскошь, доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана - специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен "домик", и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным. В детском саду, скорее всего, не будет и компромиссов. Детей много, игрушек мало (и потому их нужно хоть немного беречь), у воспитателей - свои представления о том, что правильно, а что нет. К тому же они просто живые люди, и работать в условиях хаоса, учиненного пятнадцатью "творцами", обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре года - это тот возраст, когда ребенку уже и самом деле пора переходить к "упорядочиванию", в противном случае он вырастет не, столько, художественно одаренной личностью, сколько, банальным неряхой.

Так что вопрос об уборке, так или иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку "отдрессируют" в садике начинайте... играть. Да, именно играть, а не шпынять, приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться - кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: "Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставить все, как есть". Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения. Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются и полки, в ящики и прочие свои "домики".

ПОШАЛИЛИ, ПОИГРАЛИ — ВСЕ ИГРУШКИ РАЗБРОСАЛИ

Почему, ну почему каждый вечер превращается в поле боя на руинах рассыпанного конструктора вперемежку с мячиком, матрешкой и паровозиком? Как превратить ежевечернее сражение за чистоту и порядок в комнате в спокойное и мирное времяпрепровождения? И оправдан ли идеальный порядок вообще? Об этих вопросах мы и поговорим сегодня.

Играли, играли, игрушки разбросали…

Типичный, банальный, очень распространенный, но не теряющий при этом свою актуальность вопрос: «Что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки?» Сколько поколений родителей сталкивалось с подобной ситуацией, столько же искало оптимального решения. Чем вызвано нежелание ребенка наводить порядок в комнате? Это вопросы, которые волнуют практически всех родителей. А что думают по этому поводу дети? Быть может: «Мама же моет за мной тарелку, убирает после еды — а почему так же не происходит после игры?». Или: «Папа заносит в дом и чинит мой велосипед, значит, он может и пирамидку собрать».Так или иначе, но если вопрос по поводу уборки игрушек возник, то возник он именно у вас, дорогие родители, а не у крохи. Поэтому, во избежание конфликтов на почве игрушечного хаоса, мы должны приложить усилия, чтобы желание и привычка наводить порядок появились и у нашего малыша.

Для чего?

Сначала попробуем разобраться — для чего нам ОЧЕНЬ необходимо, чтобы ребенок убирал за собой игрушки.

Аргументы вроде: «Если сейчас он не слушается, что же будет потом?» — или: «Соседский Ванечка уже в годик складывал свои игрушки», — ликвидируем на корню как нецелесообразные, более того — вредные, не присущие «продвинутым» родителям.

Мы хотим вырастить стойкого, смелого, волевого человека, а волю надо развивать, она сама не совершенствуется — такой аргумент принимается безоговорочно. Разумеется, нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей. Сознательный родитель понимает, что уже с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, необходимо ставить перед ним посильные задачи и требовать их решения, конечно, в пределах его возможностей.

Шаг первый

Пока малыш еще совсем маленький, поведение мамы или папы для него — пример и идеал, которые он копирует и присваивает себе, своему поведению.

В идеале — увидев, как вы собираете игрушки, карапуз начнет делать то же самое, и со временем это войдет в привычку.

В жизни — через какое-то время малыш может потерять интерес к наведению порядка и чистоте.

Что делать? Придумать какой-нибудь ритуал и постоянно соблюдать его. Например, можно подобрать музыку и включать ее во время уборки игрушек (когда музыка закончится, все игрушки должны быть убраны). Под красивую мелодию маленький человечек с удовольствием будет раскладывать по местам любимые предметы.

Важно — не пропустить момент, когда малыш сам начинает с удовольствием собирать игрушки. Хвалите его, восхищайтесь — восторгайтесь, если хотите! Ребенок должен почувствовать свою значимость, должен испытать чувство собственной принадлежности к ДЕЛУ, которое впоследствии станет только его делом!

Несколько невредных советов

Будьте последовательны в своих требованиях к малышу — если вчера он складывал кубики в коробку, это же он должен сделать и сегодня.

Давайте малышу посильные и конкретные задания: не «наведи порядок в комнате», а «убери игрушки в ящик».

Поощряйте малыша, хвалите за самые маленькие достижения.

Предупредите момент, когда малыш устанет и начнет хныкать своевременным вопросом: «Тебе помочь?»

Шаг второй

Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше становится ребенок, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого.

Малыш чуть подрос, готов к играм с элементарными правилами. Если процесс уборки превратить в увлекательную игру, шансы на сохранение порядка возрастают.

В идеале — игра типа «Раз, два, три — игрушку убери!» (кто быстрее или просто вместе) поможет достаточно легко разрешить вопрос ликвидации игрушечного хаоса. Пока не принципиально, кто убирает, вы или малыш, главное — результат, выработка привычки находиться или засыпать в чистой комнате.

В жизни — такой способ потребует от вас не только непосредственного физического участия, но и немалых эмоциональных затрат, ведь в таком случае вы не только помогаете малышу, но и вызываете у него желание (а в дальнейшем — и привычку) к порядку.

НО: играть по правилам хочется не всегда. Кроме того, в дальнейшем ребенок может злоупотреблять вашим участием «Уберем вместе!»

Что делать? Убирать вместе! А потом… Зная особенности своего малыша, вы без труда отыщите правильное решение. Или: «А сам сможешь, как взрослый?» Или: «Кто быстрее — я помою посуду или ты уберешь игрушки?»

Шаг третий, далеко не последний..

Ребенок подрастает. С расширением его возможностей увеличиваются и требования, предъявляемые внешним миром вообще и родителями в частности. Нельзя сказать, что вопрос об уборке игрушек исчезает. К тому же количество игрушек не только возрастает, но и изменяется их качественный характер. Для ребенка они становятся одушевленным миром. Теперь самое время учить малыша любить своих «друзей» и «помощников». У игрушек должно быть место, куда они возвращаются после того, как с ними поиграли — специально отведенная полочка или специальный ящик.

Можно приобрести специальную корзину, в которую складывать игрушки, а можно просто украсить коробку от телевизора разноцветными узорами. Можно придумать сказку, почему игрушки необходимо складывать именно туда. Например, они рассказывают друг другу, как провели день. Или просто любят отдыхать именно в этом месте. Главное, чтобы ребенок принял условия игры и соблюдал их.

Не стоит все игрушки держать в зоне досягаемости маленького исследователя. Периодически пряча и меняя их, вы поддержите интерес ребенка к уже имеющимся игрушкам.

Заведите несколько нехитрых правил, зарифмуйте их и проговаривайте каждый раз, когда дело касается игрушек:

«Я игрушку сам возьму, сам потом и уберу»

«Чисто в комнате как стало! Я игрушки все убрала!»

«Кукла уже хочет спать, положу ее в кровать»

«Машинка долго ехала и вот в гараж заехала»

ВАЖНО!

Игрушки — ребенка! Он — главный в этой ситуации. Следовательно, родители лишь ПОМОГАЮТ малышу убирать их, делают это вместе с НИМ, а не малыш помогает взрослому убирать! В разговоре с ребенком сделайте на этом акцент.

Небольшое отступление

Эта простая бытовая проблема имеет и более глубокий смысл. С одной стороны, необходимо четко разграничить творческий беспорядок, когда ребенок строит, мастерит, фантазирует (и в таком случае право на НЕУБОРКУ имеет свое законное место) от банально разбросанных игрушек (тогда разложить все по местам после игры — необходимо!). С другой же стороны, тема уборки игрушек — маленькая составляющая организации жизнедеятельности малыша вообще. Если ребенок привык относить свои грязные вещички в стирку, если он ставит свою тарелку после еды в раковину (и не слышит при этом: «Не трогай, разобьешь!»), тогда и с игрушками вопросов, скорее всего, не возникнет.

Учить, конечно, надо, но без излишней требовательности, по ситуации, учитывая реальные возможности и настроение малыша в данный момент. Да и на себя взглянуть не мешает — всегда ли мы так аккуратны, как требуем этого от ребенка?

Жизнь творит порядок, а не порядок творит жизнь

Наказывать ли ребенка за неисполнительность? Очень хороший вопрос! А за что наказывать — за несмышленость? За неспособность быстро реагировать на задания взрослого? За нежелание убирать игрушки в одиночестве, в то время, когда хотелось бы сделать это вместе с мамой? Разве останется почва для конфликта, если мама на минуту-другую присядет и поможет ребенку собрать игрушки?

С другой стороны, согласитесь, послушание (в том числе и относительно уборки игрушек) — не самоцель. Готовность ребенка сотрудничать и выполнять просьбы и требования родителей является следствием хороших, доверительных детско-родительских отношений, уважения ребенка к родителям, взаимной любви, и естественного желания ребенка радовать родителей. Чего вам искренне и желаем.

Практические рекомендации по комплексному развитию детей раннего возраста с нарушениями в развитии

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии ставит перед родителями неожиданные проблемы и вопросы: Почему так случилось именно с нами? Что будет с нашим малышом? Как воспитывать и учить такого ребенка? Прежде всего, не нужно винить себя друг друга в случившемся. Не замыкайтесь, не отстраняйтесь от ребенка. Он не такой, как вы ожидали? Но это ваш ребенок, и как он будет развиваться, во многом зависит только от вас. Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится играть, говорить, одеваться. Это ошибочная точка зрения! Детям с проблемами развития педагогическая помощь необходима с первых недель жизни. Занятия с ребенком не просто пойдут ему на пользу, но и облегчат вашу собственную жизнь, несмотря на то, что реальные результаты вы можете получить не скоро.

Опыт работы показывает, что детей с отклонениями не ограничены узким кругом домашнего обихода и навыками элементарного самообслуживания. Способность к росту и развитию интеллекта у них, безусловно, шире, чем это принято считать. И особенно очевидно это обнаруживается тогда, когда родители со всей серьезностью и целеустремленностью относятся к развитию своего ребенка. Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1-2 занятия по 10-15 минут).

Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, определить время максимальной активности ребенка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребенка. Ребенку недостаточно только показать, как пользоваться игрушкой, о ней нужно рассказать, описать, какая она: мягкая или твердая, большая или маленькая. Это очень важно! Чтобы расти и развиваться, ему необходима поддержка со стороны родителей: подбодрить его взглядом, улыбкой, самим своим присутствием.

Игра для ребенка – это исследовательская деятельность в полном смысле этого слова, так как малыш в процессе игры получает представление об окружающем мире, знакомится с разными предметами. И все самые лучшие игры уже придуманы. В игру можно превратить любое занятие, любую процедуру по уходу за ребенком. Чем больше любви и внимания, тем благоприятнее условия для развития маленького человечка.

Полезные игрушки для ребенка раннего возраст

Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорный опыт детей - основа познавательного развития. Поэтому для ребенка до трех лет крайне необходимы:

·                   игрушки для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

·                   игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

·                   игрушки для прокатывания;

·                   игрушки образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками, молнией);

·                   игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» и др. (преобладающих в настоящее время на рынке).

При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

1.               посильность требований;

2.               постепенность усложнения.

То есть, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше становится ребенок, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

Развитие речи ребенка раннего возраста. Рекомендации родителям

Вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры. Особое значение имеют игры для развития речи ребенка, поскольку в данном возрасте идет ее становление. Если взрослый мало говорит с младенцем или пока не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить достаточного опыта восприятия речи, чтобы научиться говорить. Более старший, уже владеющий элементарной речью ребенок начнет отставать в развитии, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаще всего состоит из запрещений или указаний. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на речевом развитии.

Советы родителям.

Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.

Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.

Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, т.к. он и сам на слух в конце концов воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.

Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звучание голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливым, улыбайтесь во время общения с ребенком.

Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично и косвенно. Сделайте так, чтобы недостаток, на который вы хотите указать, выглядел бы легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь ребенка, доступным для его выполнения.

Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренние, т.к. перехваливание тоже имеет свои негативные последствия.

Старайтесь не давать приказаний, команд. Лучше договориться, посоветоваться, опосредованно направить малыша на нужное действие.

Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним.

Старайтесь не злоупотреблять постоянным утешением ребенка.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, т.к. развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем.

Мы надеемся, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего.

Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с его рождения, и нельзя терять ни минуты. Главное – сделать ребенка счастливым!

Сенсорное развитие в раннем возрасте

Малыш приходит в этот мир с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Знакомство маленького человека с окружающим миром начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Именно развитие ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Трудно переоценить значение сенсорного развития в формировании умственных способностей ребенка. Необходимо понимать, что с одной стороны сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие важно для успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Уровень восприятия во многом зависит от того насколько ребенок овладел сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

·                   К эталону цвета относятся семь цветов спектра и их оттенки.

·                   К слуховому восприятию – ноты, оттенки звучания, язык.

·                   К эталону формы – геометрические фигуры.

·                   К вкусовому восприятию – вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).

·                   К обонятельному восприятию – запах (свежий, сладкий, тяжелый и т.д.).

Для ребенка первого года жизни важно обеспечить разнообразные внешние впечатления, это благоприятно сказывается не только на развитии органов чувств, но и на физическом и психическом развитии младенца. Известно, что «сенсорный голод» может привести к задержкам в развитии.

В период от 2 до 3 лет важно не только накапливать сенсорный опыт малыша, но и дополнять его разнообразными звуками, новыми формами, цветовыми оттенками. Таким образом, ребенок закрепляет уже полученные сенсорные знания и приобретает новые.

С 3 лет малыш знакомится с общепринятыми сенсорными эталонами и с основными способами их применения. Это происходит в творческих занятиях по лепке, рисованию, аппликации, конструированию и в повседневной жизни. Сенсорные ощущения вкуса, обоняния, осязания и ориентирования в пространстве развиваются ежедневно. Сам процесс усвоения сенсорных эталонов сложный и продолжительный, он не ограничивается периодом дошкольного детства.

С чего начинается сенсорное развитие? С чувственного опыта через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Малыш сначала все делает хаотично – хватает, стучит, бросает, тянет в рот. На смену хаотичным действиям приходит метод проб и ошибок. Например, играя с деревянными вкладышами, ребенок одну фигурку вставляет в каждое из углублений, пока не найдет правильное. В ходе такой игры малыш фиксирует правильные действия в результате большого количества проб, а ошибочные варианты отбрасывает.

А вот если малыш прикладывает фигурку к углублениям, но не пытается вставить ее, пока не подберет подходящее отверстие – можно говорить о практическом примеривании. Это значит, что ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости. О зрительном соотнесении говорит то, что малыш смотрит на фигурку и ищет ее «домик» (такое же углубление). Практическое примеривание и зрительное соотнесение – это перцептивные способы ориентировки, т.е. способы, которые происходят во внутреннем плане.

Весь опыт малыша закрепляется при помощи слова: свойства предметов ребенок восстанавливает в памяти по их названию, пробует называть сам не только свойства, но и качества предметов. Так, работая с блоками Дьенеша, ребенок к 3-3,5 годам находит такую фигурку, какую просит взрослый.

Развивая своего малыша, помните, что внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Если ему не интересно, то ваши беседы и показы обучающего материала просто не будут «работать». Главное подобрать такие обучающие игрушки, через которые изучаемый признак предмета будет значимым для ребенка. Это могут быть: пирамидки, матрешки, рамки Монтессори, доски Сегена, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера и др.

Не забывайте и о веселых, подвижных играх и о том, что маленький ребенок практические манипуляции выполняет с реальными игрушками и предметами.

Советы по развитию речи малыша

Уважаемые родители, откроем вам секрет: речь ребенка нужно развивать еще до того, как он появится на свет. Вам следует придерживаться определенной линии поведения – разговаривать с будущим малышом. И не только мама, но и папа должен обращаться к еще не родившемуся крошке. Малышу полезно слышать разные голоса, после рождения ему будет легче различать их. Давайте будущему ребенку возможность слушать приятную мелодичную музыку. Ну и конечно, в период ожидания малыша хорошо бы не устраивать разборок на повышенных тонах. С рождением ребенка у вас мгновенно появилось множество проблем и задач, требующих немедленного решения. Как правильно кормить, как определить, все ли у новорожденного нормально, создали ли вы все условия для его развития... Но несмотря на все трудности, счастье, которое приносит рождение ребенка, безгранично.

Мы уже говорили о том, что только на первый взгляд новорожденный ничего не умеет. Посмотрите на ребенка: он может сосать, глотать, кряхтеть, чувствовать тепло и холод, морщиться, причмокивать, плевать (например, если вы положите ему на язык что-нибудь горькое). Кроме того, малыш кричит: криком он выражает свое отношение к окружающему миру, сигнализирует о своем самочувствии и ощущениях. Вот вы уронили на пол какой-то предмет – и малыш, услышав грохот, заплакал. За окном промчалась машина с оглушительной сиреной – ребенок поморщился. Кроха способен слышать звуки, может видеть, поэтому уже с первых дней жизни эти способности следует развивать.

Разговаривайте с ребенком во время бодрствования. Рассказывайте ему о том, что происходит вокруг, называйте предметы, которые попадут в поле его зрения. Озвучивайте свои действия, когда меняете ему пеленки или памперсы, когда готовитесь к кормлению и кормите, когда ласково тормошите и поглаживаете его. Ласка нужна малышу всегда, не жалейте нежности и любви, и очень скоро ребенок улыбнется вам в ответ.

Следить взглядом за предметом или игрушкой, которую вы перемещаете перед ним, малыш начнет к десятому дню жизни. Можно повесить над кроваткой игрушки, воздушные шары, предметы различной формы, легкие, радующие глаз расцветкой. Покачивая игрушку перед глазами ребенка, похвалите ее, привлеките к ней внимание: «Кубик красивый, яркий, какой у нас чудесный кубик!»

Запомните: расстояние от игрушки до глаз новорожденного должно составлять не менее полуметра и даже чуть больше. Не забывайте менять предметы, которые рассматривает ребенок.

Среди игрушек надо разместить и звучащие. Конечно, малыш еще не способен целенаправленно дотрагиваться до игрушки, но может случайно задеть ее ручкой. И когда это произойдет, ребенок обратит внимание на звук, который издает игрушка. А вы воспользуйтесь ситуацией и покачайте предмет снова и снова, чтобы кроха еще раз послушал новый звук. Только не переусердствуйте: назойливое звучание игрушки утомит малыша и вызовет раздражение.

Позаботьтесь о том, чтобы маленький человек был в хорошем настроении, когда вы будете общаться с ним и пытаться расширить круг его знаний. Ведь если ребенок будет плакать, он не станет смотреть на игрушку, которую вы ему показываете (кроме случаев, когда вы пытаетесь отвлечь или развлечь его).

Немного о методах коррекционной работы с детьми,имеющими задержку речевого развития

В работе с детьми используют арт-терапию, музыкотерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребенка.

Например, активно используются пальчиковые игры. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребенку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажеры для застегивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребенком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребенка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объеме проделывать дома заданное специалистом. Ребенку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребенок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арт-терапевтом.

С 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.

Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребенок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребенку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

В заключение, подчеркнем еще раз: если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите – срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребенок не будет ничем отличаться от ровесников.