Дорогие мамы и папы!
Мы поздравляем Вас с рождением малыша! Может быть, Вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого, пока беспомощного, человечка. А может Вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно и проблем воспитания и развития малыша для Вас не существует. В любом случае, наши советы пригодятся Вам. На этих нескольких страницах мы поместили информацию о том, как растет и развивается ребенок в возрасте до 3-х лет и как решать разнообразные проблемы, которые встречаются на пути родителей, стремящихся вырастить здорового, умного, жизнерадостного и счастливого ребенка.
Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии?
Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:
- в 2-4 месяца появляется гуление;
- в 5-8 месяцев – лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);
- в 10 месяцев – подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
- в 1 год – первые слова-обозначения;
- в 1 год 6 месяцев – подражает взрослому, произнося простые слова;
- 2 года – в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.
Если Вы заметили отставание в речевом развитии, мы советуем вам обратиться к ЛОГОПЕДУ.
Как распознать первые признаки эмоционально-личностных нарушений?
Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:
- выраженное нарушение тонуса;
- трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);
- закрывание ушей и закрепление при этом стереотипий (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);
- закрывание глаз;
- сильная реакция на какой-либо предмет, действие;
- ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);
- отсутствие исследовательской активности (не изучает предмет, нет вопроса «почему?»);
- длительное наблюдение за движущимися предметами;
- ребенок не стремится на встречу, когда к нему наклоняется кто-либо;
- сверхсерьезность;
- не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;
- отсутствует эмоциональное заражение;
- самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя);
- отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;
- отсутствие подражания;
- слова не привязывает к ситуации;
- ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.
Правильно оценить эмоциональные реакции малыша вам поможет ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.
Как понять, не отстаёт ли малыш в социальном и познавательном развитии?
Проверьте возможности малыша, используя показатели развития детей первого, второго и третьего года жизни, приведённые в нашей брошюре.
Первый год жизни:
- первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
-быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;
-проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор);
- ищет глазами человека, издающего звуки;
- подражает действиям и движениям другого ребенка;
- радуется приходу детей;
- избирательное отношение к детям;
- протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом;
Второй год жизни:
- 1 год 1 мес.-1 год 3 мес.: ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.
- 1 год 4 мес.-1 год 6 мес.: ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма).
- 1 год 7 мес.-1 год 9мес.: ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.
- 1 год 10 мес.-2 года: подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Третий год жизни:
- 2 года – 2 года 6 мес.: подбираются по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый).
- 2 года 6 мес. – 3 года: в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый).
Если вас настораживает запаздывания в развитии умений вашего малыша, посоветуйтесь с ВОЗРАСТНЫМ ПСИХОЛОГОМ или УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ (специалисты, занимающиеся проблемами в социальном и познавательном развитии ребёнка).
Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребёнка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и учителя-дефектолога.
Для этого в нашем городе существует ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В нашем Центре работают специалисты: педагоги-психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, педагоги, которые будут проводить занятия в вашим ребенком и покажут вам, как организовать занятия с ребенком дома.
В любом случае не стоит отчаиваться, ваш малыш все равно самый лучший, а стать еще лучше можете помочь ему только вы, любящие родители.
Адрес,
по которому вы можете получить консультацию, пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, посетить занятия, научиться общаться и заниматься с вашим малышом:
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гродненского района»
Ул. Ленина, 90
тел. 8 (0152) 688 441
Директор ЦКРОиР Шиловская Алла Владимировна