Родителям

Дорогие мамы и папы!

  Мы поздравляем Вас с рождением малыша! Может быть, Вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого, пока беспомощного, человечка. А может Вы чувствуете себя в этой роли  вполне уверенно и комфортно и проблем воспитания и развития малыша для Вас не существует. В любом случае, наши советы пригодятся Вам. На этих нескольких страницах мы поместили информацию о том, как растет и развивается ребенок в возрасте до 3-х лет и как решать разнообразные проблемы, которые встречаются на пути родителей, стремящихся вырастить здорового, умного, жизнерадостного и счастливого ребенка. 

Как понять, не отстает ли ребенок в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:

- в 2-4 месяца появляется гуление;

- в 5-8 месяцев – лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);

- в 10 месяцев – подражание новым слогам, которые слышит ребенок;

- в 1 год – первые слова-обозначения;

- в 1 год 6 месяцев – подражает взрослому, произнося простые слова;

- 2 года – в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.

Если Вы заметили отставание в речевом развитии, мы советуем вам обратиться к ЛОГОПЕДУ.

Как распознать первые признаки эмоционально-личностных нарушений?

Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:

- выраженное нарушение тонуса;

- трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);

- закрывание ушей и закрепление при этом стереотипий (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);

- закрывание глаз;

- сильная реакция на какой-либо предмет, действие;

- ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);

- отсутствие исследовательской активности (не изучает предмет, нет вопроса «почему?»);

- длительное наблюдение за движущимися предметами;

- ребенок не стремится на встречу, когда к нему наклоняется кто-либо;

- сверхсерьезность;

- не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;

- отсутствует эмоциональное заражение;

- самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя);

- отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;

- отсутствие подражания;

- слова не привязывает к ситуации;

- ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.

Правильно оценить эмоциональные реакции малыша вам поможет ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.

Как понять, не отстаёт ли малыш в социальном и познавательном развитии?

Проверьте возможности малыша, используя показатели развития детей первого, второго и третьего года жизни, приведённые в нашей брошюре.

 Первый год жизни:

- первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

-быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;

-проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор);

- ищет глазами человека, издающего звуки;

- подражает действиям и движениям другого ребенка;

- радуется приходу детей;

- избирательное отношение к детям;

- протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом;

Второй год жизни:

- 1 год 1 мес.-1 год 3 мес.ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.

- 1 год 4 мес.-1 год 6 мес.: ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма).

- 1 год 7 мес.-1 год 9мес.: ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.

- 1 год 10 мес.-2 года: подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Третий год жизни:

- 2 года – 2 года 6 мес.:  подбираются по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый).

- 2 года 6 мес. – 3 года: в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый).

            Если вас настораживает запаздывания в развитии умений вашего малыша, посоветуйтесь с ВОЗРАСТНЫМ ПСИХОЛОГОМ или УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ (специалисты, занимающиеся проблемами в социальном и познавательном развитии ребёнка).

         Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребёнка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и учителя-дефектолога.

Для этого в нашем городе существует ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В нашем Центре работают специалисты: педагоги-психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития  и воспитания ребенка, педагоги, которые будут проводить занятия в вашим ребенком и покажут вам, как организовать занятия с ребенком дома.

         В любом случае не стоит отчаиваться, ваш малыш все равно самый лучший, а стать еще лучше можете помочь ему только вы, любящие родители.

Адрес,

по которому вы можете получить консультацию, пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, посетить занятия, научиться общаться и заниматься с вашим малышом:

ГУО  «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гродненского района»

Ул. Ленина, 90

тел. 8 (0152) 688 441

Директор ЦКРОиР       Шиловская Алла Владимировна

 

Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста

Упражнения для губ.

1. Складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбочку.

2. Плотно смыкаем и размыкаем губы.

3. Вытягиваем вперед нижнюю губу.

4. Вытягиваем вперед верхнюю губу.

5. «Причесываем» верхними зубами нижнюю губу.

6. «Причесываем» нижними зубами верхнюю губу.

7. Улыбаемся правым уголком рта.

8. Улыбаемся левым уголком рта.

9. Втягиваем обе губы в рот.

10. Втягиваем уголки рта поочередно.

11. Втягиваем уголки рта одновременно.

12. «Шлепаем» губами, произнося сочетание «пф-пф-пф».

13. Вытягиваем губы «хоботком».

14. Вытягиваем губы «хоботком» и выполняем круговые движения по и против часовой стрелки.

15. Двигаем «хоботок» вправо и влево.

16. Надуваем щеки и медленно выдуваем воздух сквозь сомкнутые губы.

17. Надуваем щеки и быстро выдуваем воздух порциями сквозь сомкнутые губы.

18. Легко дуем сквозь сложенные трубочкой губы.

19. Посвистываем сквозь сомкнутые губы.

20. Покусываем верхними зубами нижнюю губу, затем нижними – верхнюю.

21. Закусываем верхними зубами нижнюю губу и удерживаем несколько секунд.

22. Захватываем нижними зубами верхнюю губу и удерживаем несколько секунд.

23. Имитируем поцелуй.

24. Посылаем воздушный поцелуй.

25. Целуемся с зеркалом.

26. Причмокиваем губами.

27. Беззвучно произносим звуки:

А-О-И-У-Э-Ы-У-И-Э-О-А

28. Отрывисто, коротко и четко повторяем звуки:

П-П-П-П-П

М-М-М-М

Б-Б-Б-Б-Б

В-В-В-В-В

Ф-Ф-Ф-Ф-Ф

29. Надуваем щеки и утрированно произносим звуки «П» и «Б».

30. Мычим, плотно сжав губы.

31. Поплевываем на бумажку или на зеркало.

32. Сплевываем с губ нитку.

33. Сплевываем с губ бумажку.

34. Удерживаем губами резиновое или пластмассовое кольцо.

35. Удерживаем губами трубочки различного диаметра.

36. Посасываем жидкость через трубочку.

37. Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой, вызывая на поверхности пузырьки («бурим»). 

Упражнения для языка.

Когда ребенок выполняет упражнения, следите, чтобы его рот полуоткрыт. Лучше всего заниматься перед зеркалом.

1. Высовываем язык изо рта и убираем назад.

2. Поочередно касаемся кончиком языка то левого, то правого уголка рта.

3. Кладем «широкий» язык на нижнюю губу, удерживаем несколько секунд.

4. Кладем «узкий» язык на нижнюю губу.

5. Кладем поочередно то «широкий», то «узкий» язык на нижнюю губу.

6. Касаемся кончиком языка верхней губы.

7. Касаемся кончиком языка поочередно то верхней, то нижней губы.

8. Касаемся кончиком языка верхних зубов.

9. Касаемся кончиком языка нижних зубов.

10. Касаемся кончиком языка альвеол (область за верхним центральными зубами).

11. Прижимаем язык к небу в течение 5 секунд.

12. Прищелкиваем языком.

13. «Чистим» зубы с внутренней стороны кончиком языка.

14. Проводим кончиком языка по верхушкам зубов по кругу вправо и влево.

15. «Колем» кончиком языка поочередно правую и левую щеки с внутренней стороны.

16. Складываем язык трубочкой, а потом распластываем широким на нижней губе.

17. Прикусываем «широкий» язык зубами.

18. Зажимаем высунутый язык губами.

19. Поочередно зажимаем «широкий» язык губами и прикусываем зубами.

20. Посасываем высунутый и зажатый губами язык.

21. Облизываем верхнюю губу.

22. Облизываем нижнюю губу.

23. Облизываем губы по кругу.                 

Упражнения для мягкого неба.

1. Покашляем с широко открытым ртом.

2. Утрированно с придыханием произносим несколько раз сочетание «ХА-ХА-ХА».

3. Многократно произносим звук «А», широко открыв рот: «А-А-А-А-А».

4. Позевываем.

5. Плотно закрыв рот, глотаем слюну 3 раза, отдыхаем и выполняем упражнение еще 2 раза.

6. Полуоткрыв рот, проглатываем несколько капель воды из пипетки.

7. Проглатываем поочередно несколько капель воды и слюну.

8. Глотаем слюну, широко открыв рот.

9. Поем, широко открыв рот:

А-А-А-А Э-Э-Э-Э АЭ-АЭ-АЭ-АЭ ЭА-ЭА-ЭА-ЭА

10. Повторяем несколько раз:

АЙ-ЯЙ-ЯЙ ОЙ-ЕЙ-ЕЙ

11. Повторяем несколько раз сочетания:

МПА-МПА МБА-МБА

12. Имитируем храп.

 Упражнения для нижней челюсти.

Желательно заниматься перед зеркалом.

1. Широко открываем рот на несколько секунд, затем закрываем.

2. Рот приоткрываем, затем открываем, открываем широко и медленно закрываем.

3. Позевываем.

4. Открываем и закрываем рот.

5. Сидя за столом, упираем подбородок в сжатые кулаки (локти на столе) и с усилием открываем и закрываем рот.

6. Медленно открываем рот как можно шире и быстро закрываем.

7. Опускаем подбородок к груди, открываем рот, упираясь нижней челюстью в грудь, удерживаем 5 секунд.

8. Двигаем нижней челюстью вправо и влево.

9. Медленно открываем рот, удерживаем несколько секунд открытым, затем медленно закрываем.

10. Выдвигаем нижнюю челюсть вперед и возвращаем в исходное положение.

Жевательные упражнения.

Эти упражнения стимулируют работу всех произносительных органов.

1. Жуем с «чавканьем».

2. Жуем с широко открытым ртом.

3. Жуем с плотно сжатыми губами.

4. «Жуем» язык.

5. Жуем и говорим одновременно.

6. Жуем и считаем вслух.

7. Жуем и произносим звуки:

К-К-К Т-Т-Т В-В-В С-С-С

А-О-У-И-Ы-Э

8. Жуем, стараясь при этом высовывать язык изо рта.

9. Жуем, активно двигая губами и языком.                                

      • Вылизываем ложку.

Курс упражнений рассчитан на три месяца. Ежедневно малыш должен вылизывать по три ложки после еды. Следите за тем, чтобы ребенок как можно активнее высовывал язык изо рта и работал кончиком языка, не приближая голову к ложке.

В течение первого месяца ребенок вылизывает сначала внутреннюю сторону столовой ложки, а затем наружную. Ложку можно обмакнуть в соус, сироп или другую тягучую жидкость. В течение второго месяца малыш вылизывает десертную ложку, а на протяжении третьего – чайную.

 • Снимаем капельку с ложки. Обмакните столовую ложку в соус, сироп или другую тягучую жидкость. Поднимите ложку, на ее кончике образуется капля. Попросите ребенка снять каплю кончиком языка. Не подносите ложку слишком близко к лицу малыша – он должен по–стараться достать капельку языком. Упражнение нужно выполнять 10 раз в день в течение трех месяцев.

 • Сплевываем крошки. Распределите на губах ребенка крупинки сахара или крошки печенья. Предложите ему избавиться от них без помощи рук, шевеля при этом губами и языком. Упражнение надо выполнять 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Слизываем крошки. Распределите на губах ребенка крупинки сахара или крошки печенья. Попросите слизать их с губ как можно быстрее. Выполняйте 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Сплевываем ниточки. Положите на нижнюю губку ребенка ниточку и предложите ему избавиться от нее без помощи рук, шевеля при этом губами и языком. Выполняйте 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Отлепи мякиш. Скатайте шарик из хлебного мякиша и прилепите его за верхними зубами малыша. Предложите ему отлепить шарик кончиком языка, при этом рот должен быть полуоткрыт. Малыш может тренироваться перед зеркалом. Упражнение нужно выполнять 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Вылизываем зубы. Намажьте ребенку десны и зубы вареньем или сиропом и предложите вылизать их языком. Пусть малыш выполняет это «сладкое» упражнение 3 раза в день в течение одного месяца.

 • Рассасываем конфетку. Приготовьте леденцы цилиндрической формы и предложите ребенку рассосать конфету до размеров концевой фаланги его мизинчика. Положите конфету под верхнюю или нижнюю губу малыша и попросите рассосать ее, активно двигая кончиком языка. Упражнение нужно выполнять 3 раза в день в течение одного месяца.